Соодой — Лама (Цыден Соодоев) — великий бурятский йогин, мастер буддийской медитации. Соодой — Лама признан мировым буддийским сообществом воплощением великого индийского философа и йогина Нагарджуны, легендарного основоположника Махаяны — Учения «Срединного Пути», переданного ему Буддой Мудрости Манджушри.
Нагарджуна — автор основополагающих текстов философии мадхьямики, великий Бодхисаттва.
В 1983 году в столице Непала Катманду опубликован справочник Тулку (Римпоче) — буддийских перерожденцев, где Цыдену Соодоеву как воплощению Нагарджуны посвящена статья и приводится его фотография.
В 1846 году в местности Элысун возле дома Солсогшын Содоя вырос невиданный доселе цветок. В этом же году в семье Содоя родился сын Цыден. С детства Цыден удивлял всех проницательностью и ясновидением, предсказывая людям о предстоящих событиях. В семь лет мальчик стал хувараком – послушником и в 22 года получил степень Гэбшэ в Тамчинском дацане. Потом обучался в Гоман — Дацане монастыря Балдан-Брэйбун, одного из крупнейших монастырей столицы Тибета — Лхасы.
ПОМОГАЛ БЕДНЫМ, НЕ ПРЕКЛОНЯЛ ГОЛОВУ ПЕРЕД МИРСКИМИ ЦАРЯМИ
В 1894 году Соодой Лама был утвержден настоятелем Баргузинского дацана. Будучи великим йогином, признанным Римпоче и настоятелем дацана, он жил очень скромно. Его всегда отличали справедливость, терпимость, он не любил почести, чем мог, помогал бедным, лечил их, отдавал полученные подношения тем, кто нуждался.
Соодой — Лама не любил останавливаться в богатых домах, напротив, ночевал у самых бедных людей. Как-то в Баянголе богачи наперебой стали приглашать его к себе, а он же остановился в доме у бедняка, который был очень беден, да так, что ему нечем было угостить высокого Ламу, кроме арсы.
В тех семьях, в которых останавливался Соодой — Лама, впоследствии жизнь складывалась удачно – людям сопутствовала удача во всех делах.
Он пользовался огромным авторитетом и у бедняков, и у богачей. Обладал очень сильным и проницательным взглядом, мало кто мог выдержать его взгляд.
В 1896 году, будучи настоятелем Баргузинского дацана, Соодой — Лама в составе бурятской делегации ездил на церемонию коронации царя Николая II. Говорили, что во время церемонии коронации Соодой — Лама не кланялся царю, а когда его после спросили, почему он так поступил, он ответил: «Гелонгу пристало склонять голову только перед Царем Дхармы (Учения Будды)».
ПУТЕШЕСТВЕННИК, ЛЕКАРЬ, ПОЛИГЛОТ
Соодой — Лама совершил паломничество в страны буддизма: Индию, Непал, Цейлон, Бутан. Вернулся он в Россию морским путём через Юго-Восточную Азию и Владивосток, откуда добрался до Родины по железной дороге. По возвращении из паломничества он покинул дацан с несколькими учениками и поселился в Гарге, в доме, специально построенном для него.
Подобно Нагарджуне, изучившему все светские науки своего времени, Соодой — Лама тоже был энциклопедически образован: изучал не только буддийскую философию, но и политику, географию, историю, медицину, физику, астрономию и другие науки того времени. Он выписывал английские и французские журналы, знал девять иностранных языков в совершенстве.
Он был известнейшим лекарем (Эмчи-ламой) своего времени и всегда говорил, что в Баргузинской долине можно вылечить все болезни, используя только силу целебных источников, разнообразие флоры и фауны, духовную силу и богатство Учения Будды.
МАХАСИДДХА
Цыден Соодоев с детства проявлял необычные способности. Его племянники и земляки рассказывали, что «он мог переходить летом реку Баргузин, шагая по поверхности воды, как по земле, или взбираться на крутые горные склоны, легонько взлетая при этом. Под дождем он оставался сухим» и т.д.
Это проявления махасиддхи – сверхъестественных, для человека, способностей. Есть также много удивительных истории, происходивших с ним во время путешествия в Индию и Тибет.
Однажды, когда Соодой — Лама со своими спутниками достиг реки, через которую не было переправы, он велел остальным бросать по очереди камни на противоположный берег, держась за конец его пояса. И как только путник следовал совету Ламы, то он тут же оказывался на другой стороне реки.
В другой раз случилось Соодой — Ламе войти в жилище каннибалов, которые завидев его стали точить ножи. Лама начал читать про себя мантры и каннибалы задремали, а потом погрузились в крепкий сон. Соодой — Лама и его товарищи покинули страшное жилище целыми и невредимыми.
Также рассказывали, что путешествуя по Индии, йогин ночевал со спутниками под открытым небом. Один местный маг с помощью заклинаний решил уничтожить путников и стал метать в них молнии. В ответ Соодой — Лама вызвал ливень и град, и над жилищем мага засверкали молнии. Когда маг признал своё поражение, то Лама взял с него клятву не наносить вред людям, после чего отпустил.
В одной молодой семье долго не было детей. Когда супруги обратились к Соодой — Ламе и склонились перед ним в почтительном поклоне, он схватил трость и ударил их со словами: «Родите вы ребёнка или нет?». Те закивали: «Да, конечно, родим». Соодой — Лама отпустил супругов, сказав, что их просьба удовлетворена и, действительно, через год в молодой семье родился сын.
В начале нового тысячелетия, недалеко от местности, где родился Соодой-Лама, проявился лик Богини Янжимы, которая тоже дарует детей. Все местные говорят, что Богиня Янжима – это подарок великого йогина потомкам…
ПРЕДСКАЗАНИЯ ЙОГИНА
Соодой — Лама предсказал многие события, которые впоследствии сбылись. Известно, например, его предсказания о том, что в будущем у людей во дворе не будет ни коновязи, ни дров (наши современные многоквартирные дома). Он говорил, что появятся железные кони (машины), по земле пойдут железные змеи (поезда), по небу полетят серебряные птицы (самолеты). Также он предсказывал, что придет время и на стене заговорит язык без хозяина (радио), люди будут сидеть перед черными ящиками (телевизор).
Много у него было пророчеств о Советской власти, о том, сколько продлится Великая Отечественная война, сколько людей погибнет, и каким станет мир после войны…
Известен яркий случай, связанный с его конем. Однажды, когда Соодой — Лама жил в Гарге, его азарга куда-то пропал. Он отправил своих учеников ловить его, сказав: «Сейчас он пасётся на западной стороне Хунтэя, пока он не перешёл через Аргаду, приведите его». Ученики удивились про себя: «Откуда же он знает, где пасётся его конь, ведь это так далеко». Вскочив на коней, они поскакали к берегу Аргады, где и изловили лошадь.
РЕАЛИЗОВАЛ ВЫСШИЕ СИДДХИ
Ушел из этой жизни Соодой — Лама, подобно Нагарджуне, который, судя по его биографии, написанной Кумарадживой, — «затворился в уединенную комнату и исчез». Бурятский йогин также ушел в глубокую медитацию, чтобы преобразовать свое тело в Радужное, так, что от него не должно было остаться ничего материального. Отметим, что такой уход из нашего мира Сансары — одна из высших буддийских практик.
Когда Соодой — Ламе шел 71 год, он тяжело заболел, и прибыл в Харгану. Там наказал в течение семи дней не входить к нему. Напоследок сказал: «К тому, что останется от меня, пусть никто не прикасается, кроме Халхын Гэгэна. А также пригласите всех и хорошенько угостите».
После ухода Соодой — Ламы был воздвигнут Субурган — Ступа с частицами великого мастера буддизма.
Великий йогин завещал своему народу: «Власть будет меняться еще не раз, и глупо ценить золото, самое ценное — это Дхарма — Учение Будды». Он говорил также, что в погоне за модными вещами люди начнут пренебрегать старым добром, а между тем надо попытаться сохранить именно старые ремесла и умения, потому что они практичные и экологичные.
Он просил, чтобы не забывали искать Прибежища в Трех Драгоценностях – Будде, Его Учении — Дхарме и Сангхе – общине буддистов.